Выбор между установкой чиллера или VRF (это то же самое, что и VRV, только аббревиатура запатентована Daikin) должен основываться на сравнительном анализе двух систем. Преимущества, недостатки, оценка стоимости закупки оборудования и размер текущих расходов на поддержание работоспособности имеют значение. Совокупность важных параметров и должна определять ваши предпочтения.
Анализ чиллеров
Система поддержания климата состоит из внутреннего и наружного блока, соединенного трубами с хладагентом, в качестве которого используется вода или раствор этиленгликоля.
Преимущества чиллеров состоят в следующем:
- Практически неограниченное расстояние между внешней и внутренней частью;
- Используемый хладагент упрощает монтаж и ремонт, удешевляет техническое обслуживание;
- Упрощенный монтаж;
- Высокая производительность при охлаждении больших площадей;
- Возможность внедрения в установленную систему охлаждения или подогрева.
Установка мощного насоса позволяет увеличить расстояние между внешним и внутренним блоками до 150 и более метров. Используя VRF, это невозможно.
Применение воды или раствора в качестве хладагента снижает текущие расходы и позволяет отказаться от медных соединительных труб, но имеет один недостаток: обязательная предварительная очистка жидкости от солей и примесей. Иначе на стенках коммуникаций образуются минеральные отложения, которые затрудняют движение хладагента в трубах. Это повышает стоимость работы системы.
Пайка фреонового трубопровода VRF требует опыта и знаний, которые необязательны при установке чиллеров. Как показывает практика, подавляющее большинство поломок мультизональных систем связано с ошибками при монтаже.
Для поддержания микроклимата в ограниченных пространствах обе системы практически равны, но если понадобилось охладить большую площадь, чиллер оставляет VRF далеко позади. Производительность первой вида достигает показателя в 9 МВт, максимальное значение для второго — 1,6 МВт. Чтобы охладить равное по размеру пространство при помощи мультизональных устройств, потребуется установка нескольких комплектов оборудования.
Гибкость чиллер-фанкойла считается его основным плюсом. Оборудование можно присоединять к системе обогрева или вентиляционного охлаждения, которые установлены на объекте. Также отсутствует привязка к определенному производителю, позволяя компоновать узлы разных изготовителей без ухудшения функциональности.
Главными недостатками является то, что в любой момент времени система работает только на обогрев или охлаждение и высокий расход энергии. VRF позволяет устанавливать необходимую температуру в каждом помещении и требует гораздо меньше энергии для работы.
Какие преимущества и недостатки у мультизональных систем кондиционирования?
В отличие от чиллеров, в VRF роль хладагента исполняет фреон. Система состоит из одного или нескольких внешних и множества внутренних боков, что дает возможность корректировать микроклимат в широких пределах.
Мультизональные устройства имеют следующие преимущества:
- Упрощенная система проектирования;
- Повышенная энергоэффективность уменьшает текущие расходы на поддержание работы оборудования и понижает общую стоимость в перспективе;
- Возможность увеличения производительности системы без серьезных дополнительных работ.
Большое количество производителей VRF-систем предлагают готовые решения наружных и внутренних блоков. Для разработки чертежей существует множество специальных программ, которые облегчают расчеты по проектам.
Чиллеры хуже справляются с распределением энергии и тратят большее ее количество. Наличие датчиков температуры во внутренних блоках VRF, дополненных расширительными вентилями, позволяет более точно регулировать климат в помещении, повышает КПД системы.
Мультизональные устройства имеют возможность упрощенного подключения дополнительных блоков.
Модульная система VRF не требует серьезного вмешательства при подсоединении дополнительного оборудования, что снижает расходы на монтаж.
Среди минусов – использование фреона для охлаждения. В случае его утечки обнаружить место без специального оборудования невозможно. Некоторые марки хладагента не позволяют дополнять нехватку, и потребуется полная его замена, что несет дополнительные траты.
Вторым большим минусом является ограниченная длина трассы соединительных коммуникаций и обязательное соблюдение перепада высот между внешним и внутренним блоком. Несмотря на усовершенствование VRF-систем, решить эту проблему на данном этапе невозможно.