Что такое хладагент?
Хладагент берет тепло от холодных тел и передает его телам у которых более высокая температура и, таким образом, участвует в холодильном цикле. Хладагент из жидкого становится газообразным в испарителе кондиционера, затем вбирает тепло окружающей среды и таким образом охлаждает воздух. Хладагент возвращается в состояние жидкости в конденсаторе, отдавая тепло на улицу.
Как хладагент в кондиционерах используются различные вещества. Выбирают его исходя из целого ряда показателей:
•Вещество не должно легко воспламеняться, быть токсичным и отрицательно влиять на окружающую среду.
•Его рабочее давление должно быть близко к атмосферному.
•Удельная теплота при образовании пара должна быть высокая.
•Небольшой удельный объем в виде газа позволяет уменьшить объем компрессора
•В жидком состоянии должна быть низкая удельная теплоемкость
•Не должно проявляться вредное влияние при совместной работе со смазочными маслами и материалами, из которых изготовлен агрегат.
•Большой объем производства и низкая себестоимость.
Конечно, не легко найти вещество, целиком удовлетворяющее всем этим требованиям. Как хладогенты использовали воду, углекислый газ, аммиак, двуокись серы, в последнее время - хлорфторуглероды (CFC). Сейчас наряду с CFC применяются хладагенты группы НFC. Причина в том, что согласно научным исследованиям, хлорфторуглероды разрушают озоновый слой Земли. Из-за этого на поверхность Земли проникает слишком много ультрафиолетовой радиации, которая разрушительно действует на организм человека.
В 1987 году, согласно Программы ООН по окружающей среде в действие вступил "Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой". По нему производители должны постепенно сократить производство и потребление хлорфторуглеродов. Поэтому их заменяют новыми хладагентами - R407C и R 410A, которые не содержащими хлор и не разрушают озон.
И в России с каждым годом растет доля сплит-систем, работающих на новых хладагентах, безопасных для озонового слоя.
Сравнение характеристик разных хладагентов
R407C - смесь хладагентов R134а, R125 и R32. R32 (23%) увеличивает производительность. R125 (25%) делает смесь не горючей. R134а (52%) в контуре хладагента определяет рабочее давление. R407C не горюч, химически стабилен и практически не токсичен.
Но есть и ряд определенных недостатков. Рабочее давление в системе, которая заправлена R407C, немного выше, чем в случае ране используемого хладагента R22. Не подходит к нему и традиционное минеральное масло. А при утечке состав R407C изменяется, потому нужно полностью слить оставшийся хладагент и заново заправить систему новой смесью.
R410А - смесь хладагентов R125 и R32. Минимально токсичен, не горюч и химически стабилен. Его состав при утечке не меняется. А удельная холодопроизводительность на 50% больше, чем у R22. И хладагента нужно заправлять на 20% меньше, а значит компрессор можно использовать с меньшим рабочим объемом.
Среди недостатков - более высокое давление, чем в системе, заправленной R407C, также не подходящее минеральное масло. А для того, чтобы перейти на R410C компрессор и теплообменники необходимо изменить, а это - рост капитальных затрат.
Характеристика хладагента | R-410a | R407C | R-22 |
Состав (%) | R32 (50%), R125 (50%) | R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). | R22 (100%) |
Температура кипения | -51,4 | -43,56 | -40,8 |
Давление насыщенного пара (при 25С) | 1,56 МПа |
| 0,94 МПа |
Плотность пара | 64 кг/куб.м. | 41,98 кг/куб.м. | 44,4 кг/куб.м. |
Коэффициент разрушения озона | 0 | 0 | 0.055 |
Смазочное масло | Синтетические масла | Синтетические масла | Минеральные масла |